16:38 

Записки от Фромма

Bradley_fox
Рай окружен болью
, и вместо него
проповедуется "реализм", новое слово для окончательной утраты веры в
человека.

Девиз Просвещения "дерзай знать", что
значит -- "доверяй своему знанию", стал стимулом для усилий и достижений
современного человека. Растущее сомнение в человеческой автономии и разуме
породило моральное смятение, и человек остался без руководства и откровения,
и разума. Результат -- признание релятивистской точки зрения, предлагающей
ценностные суждения и этические нормы считать исключительно делом вкуса и
произвольного предпочтения, так как в этой области невозможно никакое
объективно правильное утверждение.

Правильные этические нормы может сформулировать только разум человека, и
только он один. Человек способен различать добро и зло и совершать этические
оценки столь же правильные, как и все прочие оценки, совершаемые разумом.


Раз гуманистическая этика основана на знании природы человека, то
современная психология, и в частности психоанализ, должны были послужить
одним из наиболее мощных стимулов к развитию гуманистической этики.

Я попытаюсь показать,
что склад характера зрелой и цельной личности, плодотворный характер -- это
источник и основа "добродетели", а "порок" -- это, в конечном счете,
безразличие к своему Я и самовредительство. Не самоотречение и себялюбие --
а любовь к себе, не отрицание индивидуального -- а утверждение своего
истинно человеческого

Непростительный грех в авторитарной
этике -- это открытое неповиновение, сомнение в праве авторитета на
установление норм, сомнение в аксиоме, что установленные авторитетом нормы
-- самые лучшие.

Человек
"добродетелен", если он раскрывает свою "добродетель". Противоположный смысл
"добродетель" обрела в авторитарной этике. Быть добродетельным значит быть
самоотверженным и послушным, подавить свою индивидуальность, а не полнее ее
раскрыть.

Любовь -- не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на
него долг: это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и
делает мир по-настоящему своим.

остается ответить на
главное возражение касательно возможности объективно правильных утверждений
в этике: на возражение, что "факты" должны быть строго отделены от
"ценностей". Со времен Канта было широко признано, что объективно правильные
утверждения возможны только о фактах, а не о ценностях, и что одним из мерил
научности является недопущение ценностных утверждений.

Желание
жить врождено каждому организму, и человек не может не хотеть жить,
независимо от того, что ему нравится думать об этом

Современное общество, несмотря на все то значение, какое оно
придает счастью, индивидуальности и личным интересам, научило человека
чувствовать, что не его счастье (или, если воспользоваться теологическим
термином, не его спасение) является целью жизни, а его долг трудиться или
его успех. Деньги, престиж и власть стали его побудительными мотивами и
целями. Человек пребывает в иллюзии, что он действует в своих личных
интересах, а на самом деле он служит чему угодно, но только не интересам
своего реального "я". Все что угодно важно для него, за исключением его
жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, только не для самого
себя.

Обязанность быть живым -- это то же, что и
обязанность стать самим собой, развить то, что в индивиде заложено
потенциально.

благо в гуманистической этике -- это утверждение жизни,
развертывание человеком своих сил. Добродетель -- это ответственность за
собственное существование.
Зло лишает человека сил; порок -- это
безответственность по отношению к самому себе.


"Действовать в полном согласии с добродетелью -- это для нас не
что иное, как действовать, жить и сохранять свое существование (эти три
выражения обозначают одно и то же), под руководством разума на основании
стремления к собственной пользе

Счастье не самоцель, но оно то, что сопутствует переживанию
возрастания силы, в то время как бессилие сопровождается депрессией

Предметом этики является характер, и только с учетом склада
характера в целом можно давать окончательные оценки отдельным характерным
чертам или поступкам. Добродетельный или порочный характер, а не единичные
добродетели или пороки -- вот подлинный предмет этического исследования.

В одном индивиде представлен весь род человеческий. Он -- единственный
особенный образец человеческого рода. Он -- это "он" и он -- это "все"; он
-- индивид со своими особенностями и в этом смысле уникален; и в то же время
он носитель всех характерных свойств человеческого рода. Его индивидуальная
личность определяется особенностями человеческого существования, общими всем
людям. Поэтому рассмотрение человеческой ситуации должно предшествовать
рассмотрению личности.

Самосознание, разум и воображение разрушили "гармонию", свойственную
животному существованию. Их появление превратило человека в аномалию, в
причуду Вселенной. Он часть природы, субъект ее физических законов,
неспособный изменить их, и все же он выходит за пределы остальной природы.
Он обособлен, будучи в то же время и частью; он бездомен и при этом прикован
к дому, который он делит с другими творениями. Заброшенный в этот мир, в
место и время, которых не выбирал, он оказывается выброшенным из мира опять
же не по своей воле. Осознавая себя, он ясно понимает свою беспомощность и
ограниченность своего существования.
Он предвидит свой собственный конец: смерть. Никогда он не бывает
свободен от дихотомии своего существования: он не может избавиться от своего
ума, даже если б и захотел; он не может избавиться от своего тела, пока
жив,-- и это тело заставляет его хотеть жить.
Разум, счастливый дар человека -- и его проклятие; он заставляет его
вечно трудиться над разрешением неразрешимой дихотомии.


Одно из характерных свойств человеческого ума в том, что,
сталкиваясь с противоречием, он не может оставаться пассивным. Ум приходит в
движение с целью разрешить противоречие. Всем своим прогрессом человек
обязан этому факту. Чтобы помешать человеку действенно реагировать на
осознанные им противоречия, нужно отрицать само наличие этих противоречий.

Человек может реагировать на исторические противоречия, устраняя их
своей собственной деятельностью, но он не может устранить экзистенциальные
противоречия, притом, что он может реагировать на них по-разному. Он может
умиротворять свой ум утешительными и примирительными идеологиями. Он может
пытаться бежать от своего внутреннего беспокойства, погружаясь без остатка в
удовольствия или дела. Он может пытаться отменить свою свободу и превратить
себя в инструмент внешних сил, топя в них свое Я. Но он остается
неудовлетворенным, тревожным и беспокойным. Есть только одно решение
проблемы: посмотреть в лицо истине, осознать свое полное одиночество и
предоставленность самому себе во Вселенной, безразличной к судьбе человека,
признать, что вне человека нет силы, способной за него разрешить его
проблемы. Человек должен принять на себя ответственность за самого себя и
признать, что только собственными силами он может придать смысл своей жизни.

Геринг и Гиммлер были людьми различного темперамента -- первый был
циклотимиком, второй -- шизотимиком. Таким образом, с точки зрения
субъективного предпочтения, индивиду, которого привлекает циклотимичный
темперамент, Геринг "понравился" бы больше, чем Гиммлер, и наоборот. Однако
с точки зрения характера, оба этих человека имеют одно общее свойство: они
честолюбивые садисты. И поэтому с этической точки зрения оба равно злы.:lol::lol::lol:

При использовании введенных К. Г. Юнгом определений темперамента --
"интроверт" и "экстраверт", мы часто обнаруживаем ту же путаницу. Те, кто
предпочитает экстравертов, стремятся изображать интровертов как замкнутых и
невротиков; те, кто предпочитает интровертов, изображают экстравертов
поверхностными и лишенными серьезности и глубины. Ошибочно -- сравнивать
"хорошего" человека одного темперамента с "плохим" человеком другого
темперамента и приписывать различие в ценности различию в темпераменте.

Так как большинству людей
кажется, что идеи независимы от их эмоций и желаний и являются результатом
логической дедукции, им представляется, что их жизненную позицию
подтверждают их идеи и оценки, в то время как на самом деле последние
являются таким же результатом их характера, как и их поступки.
про меня :laugh:

@темы: : dreamdream-land

URL
   

Full moon sways

главная